К чему привели гонки на колесницах в Римской империи: Скорость, слава и политика

К чему привели гонки на колесницах в Римской империи: Скорость, слава и политика


Гонки на колесницах были возлюбленным римским видом спорта и общественно-политическим событием. На одном из ипподромов империи случилось одно из самых ужасных масштабных убийств в истории, повлёкших за собой тяжёлые результаты. Про то, что же в действительности стало предпосылкой катастрофы – дальше в статье.

Для старых римлян не было ничего более сенсационного, чем гонки на колесницах. Большие арены, расположенные в крупных имперских городах, были местами ярких зрелищ, организованных императорами, чтобы повысить свою популярность и престиж среди народа. Погонщики колесниц буквально притягивали и гипнотизировали зрителей демонстрацией смелого мужества, умелого управления лошадьми и тактической изобретательности, когда они стремились к победе с помощью сочетания скорости, силы и риска.

К чему привели гонки на колесницах в Римской империи: Скорость, слава и политика

Зрелищные гонки на колесницах. Фото: wordpress.com.

Счастливый победитель мог превратиться в суперзвезду, завоевав славу и немалое состояние. Но грандиозные ипподромы были не просто спортивными аренами. Самые известные из них, Большой цирк в Риме и Ипподром в Константинополе, были общественными и политическими сердцами двух имперских столиц. Это были места, где простые люди имели редкую возможность увидеть своего императора и, что более важно, вступить в дискуссию с ним. В VI веке в Константинополе одна из таких дискуссий привела к конфликту, повлёкшему за собой ужасную резню, известную как бунт Ника.

1. Гонки на колесницах: Эволюция

К чему привели гонки на колесницах в Римской империи: Скорость, слава и политика

Гонки на колесницах на ипподроме, Александр фон Вагнер, 1882 год. Фото: pinterest.fr.

Первая колесница появилась в бронзовом веке как средство ведения войны. Лёгкие и маневренные, они были самым мощным подразделением в армиях древних империй, таких как Египет, Ассирия или Персия. Греки, а позже и римляне, не использовали колесницы в бою, полагаясь вместо этого на пехоту. Однако колесницы сохранили особое место в их культуре. Боги мчали по небу огненные колесницы, в то время как земные правители и первосвященники использовали их в религиозных и триумфальных процессиях. В итоге, эти внушительные транспортные средства завоевали популярность на спортивных мероприятиях.

Для древних греков гонки на колесницах были важной частью Олимпийских игр. Колесницы на двух лошадях (бига) и четырёх лошадях (квадрига), ведомые колесничими-любителями, мчались по ипподрому, и в одной гонке участвовало до шестидесяти колесниц. Это делало гонки на колесницах опасными. В одном из документально подтверждённых событий сообщалось о крушении до сорока колесниц. Сам термин для крушения – науфрагия (кораблекрушение) напоминает об опасностях и ужасах этого вида спорта. Позже гонки на колесницах появились в Италии, где они были приняты этрусками примерно в VI веке до нашей эры. Римляне, разделявшие этрусскую потребность в скорости, превратили гонки на колесницах в массовое зрелище.

К чему привели гонки на колесницах в Римской империи: Скорость, слава и политика
Фрагмент: Саркофаг с изображением гонок на колесницах, ок. 130-192 гг. н. э. Фото: ancientrome.ru.

В императорском Риме гонки стали профессиональным видом спорта, а звёздные наездники и команды финансировались частными владельцами и муниципалитетами. Большинство спортсменов были рабами, которые могли заработать свою свободу, славу и состояние, выиграв в гонках. Все колесничие принадлежали к одной из четырёх основных цирковых фракций: Синие, Зелёные, Белые и Красные (названные в честь цветов, которые носили как спортсмены, так и болельщики). Как и у современных профессиональных футбольных команд, у фракций были орды фанатичных последователей, включая самого императора. Колесничие могли менять фракции, но фанаты — нет. Плиний младший, писавший в первом веке нашей эры, критиковал эту пристрастность и одержимость римлян играми. Важность гонок на колесницах в Римской империи ещё больше подчёркивалась грандиозными аренами, на которых проходили игры.

2. Спортивные арены

К чему привели гонки на колесницах в Римской империи: Скорость, слава и политика
Большой цирк в Риме, Вивиано Кодацци и Доменико Гарджуло, ок. 1638 г. Фото: museodelprado.es.

Из-за огромной популярности этого вида спорта ипподром (названный цирком из-за его овальной или круглой формы) можно было найти во всех крупных городах, разбросанных по всей Римской империи. Самым большим и важным из них был Большой цирк в Риме. Первоначально это была просто плоская песчаная дорожка, но постепенно она превратилась в грандиозное здание в стиле стадиона с центральным разделителем (spina) и множеством сопутствующих конструкций, а также двухъярусной платформой для сидения. Большой цирк был самым большим и самым дорогим зданием в столице. На пике своего развития, в I веке н. э., он мог вместить не менее ста пятидесяти тысяч зрителей (для сравнения, максимальная вместимость Колизея составляла пятьдесят тысяч зрителей).

К чему привели гонки на колесницах в Римской империи: Скорость, слава и политика
Обелиск Феодосия, 390 год н. э. Фото: wattpad.com.

И Большой цирк, и Ипподром были более чем грандиозными спортивными сооружениями.
Будучи крупнейшими зданиями в столице, они были огромным источником занятости, нанимая спортсменов, менеджеров, тренеров лошадей, музыкантов, акробатов, уборщиков для песка и продавцов. Более того, эти великолепные стадионы были центрами общественной и политической жизни городов. Там люди могли общаться со своим императором и хорошим местом для правителя, чтобы укрепить свою позицию.

Грандиозные арены были высшими символами имперской власти. Помимо памятников колесничим и их лошадям, спина была заполнена статуями богов, героев и императоров. Большой цирк и Ипподром украшали величественные древние обелиски, привезённые из далекого Египта. В Константинополе тщательно подобранные произведения искусства, такие как Ромул и Рем с волчицей и Змеиная колонна из Дельф, подчёркивали главный статус города.

К чему привели гонки на колесницах в Римской империи: Скорость, слава и политика

Топ категории

48 фото комнат с белой мебелью в...

Разбираем достоинства и недочеты белой мебели и показываем примеры для кухни, гостиной, спальной комнаты, детской, прихожей и ванной комнаты. ...

Как белогвардеец Штирлиц стал шпионом-самозванцем абвера и...

Белогвардеец Лонгин Ирина начинал военный путь с рядов добровольной армии, принял участие в «Ледяном» походе, а в столкновениях под Черниговом лишился глаза. После поражения...

Как завести друзей: аннотация для налаживания соц...

Современный мир очень поменялся по соотношению с прошедшим столетием. В нашу жизнь влетели высочайшие технологии, трагическая недостаток времени и соц обособленность...

Похожие новости

Как русский пилот без ног и без лица прошёл...

Российская история знает несколько военных пилотов, возвратившихся к рулю после ампутаций нижних конечностей. Самым популярным из них благодаря русскому писателю Борису Полевому стал Алексей...

Как атрибут бедности перевоплотился в гламурный предмет высочайшего стиля:...

Это был, наверное, самый обычный метод украсить жилище, сделать его сразу наряженным и комфортным. Вообщем, почему – был? На данный момент лоскутное шитье зовется...