Как жилось «за мкад» Константинополя в период Византийской империи : Правила бытия старой регионы

Как жилось «за мкад» Константинополя в период Византийской империи : Правила бытия старой регионы


Византийская империя нередко ассоциируется с войнами, завоеваниями и разного рода интригами, которые окружают жителя трона. Однако каково было жить там обыкновенному человеку, в особенности будучи за границами Константинополя, когда фактически каждый шаг расписывался принятием разных законов, которым приходилось подчиняться безоговорочно?

1. Темы Византийской империи

Как жилось «за мкад» Константинополя во времена Византийской империи : Правила бытия древней провинции

Мозаика с изображением императора Юстиниана I (в центре), одного из величайших реформаторов византийского государства, начало ХХ века. Фото: blogspot.com.

Подобно римским временам, каждый гражданин за пределами стен Константинополя жил в провинции. При самой долгоживущей административной системе Византийская империя состояла из нескольких тем с одним генералом (стратегом) во главе каждой. Государство разрешало солдатам обрабатывать землю в обмен на их услуги и обязательство, что их потомки тоже будут служить. Стратег был не только военачальником, но и надзирал за всеми гражданскими властями в своих владениях.

Темы значительно удешевили содержание постоянных армий, так как плата за пользование казённой землёй была изъята из солдатского жалованья. Это также позволяло императорам избежать дико непопулярной воинской повинности, поскольку многие рождались в армии, хотя военных сословий со временем становилось все меньше. Эта уникальная характеристика тем помогла сохранить контроль в провинциях, удалённых от центра Византийской империи, а также оказалась отличным средством для закрепления и заселения вновь завоёванных земель.

Как жилось «за мкад» Константинополя во времена Византийской империи : Правила бытия древней провинции

Мозаичный пол с изображением Южного ветра, дующего в раковину, 1-я половина V века. Фото: icbss.org.

Большинство людей работало на постоянно растущих фермах, принадлежащих элитам (сильным, как называли их современники), или владело очень маленькими участками земли. Те, кто работал в больших поместьях, часто были париками (пАрики – поселенец, пришелец). Они были привязаны к земле, которую обрабатывали, поскольку им не разрешалось покидать её. Защита от высылки давалась нелегко, так как она наступала только после сорока лет пребывания на одном месте. Однако в финансовом отношении парики, вероятно, были в лучшей форме, чем мелкие землевладельцы, численность которых сокращалась под влиянием хищнических практик сильных. Ко всеобщему удивлению, одним из крупнейших землевладельцев была византийская церковь. По мере того как эта власть росла, пожертвования, получаемые монастырями и митрополиями, как императорами, так и простолюдинами, становились всё более многочисленными.

Были императоры, которые пытались защитить обедневший сельский класс, предоставив ему особые права. Наиболее примечательно, что Роман I Лакапин в 922 году запретил сильным покупать землю на территориях, где они еще не владели ею. Василий II Болгаробойца (Вулгароктон) похвалил эту чрезвычайно эффективную меру в 996 году, предписав, чтобы бедные оставляли за собой право выкупать свои земли у сильных на неопределённый срок.

2. Личный статус мужчин, женщин и детей

Как жилось «за мкад» Константинополя во времена Византийской империи : Правила бытия древней провинции
Фреска, изображающая Христа, вытаскивающего Адама из могилы, из разрушенного храма Святой Флориды, Греция, 1400 год. Фото: commons.wikimedia.org.

В то время как мир был еще далёк от Декларации прав человека и гражданина, в Византийской империи сохранялось фундаментальное разделение древнего мира на свободных людей и рабов. Однако под влиянием христианства византийцы оказались более гуманными, чем их предшественники. Оставление рабов и жестокие формы насилия над ними (такие как кастрация и обязательное обрезание) привели к их освобождению. В случае любого спора о свободе личности церковные суды византийской церкви пользовались исключительной юрисдикцией. К её чести, византийская церковь также предусмотрела особый порядок выхода из рабства со времён Константина Великого (manumissio in ecclesia).

Следует уточнить, что парики, хотя и ограничивались землёй, на которой они работали, были свободными гражданами. Они могли владеть собственностью и вступать в законный брак, а рабы — нет. Более того, географическое заточение, в конечном счёте сочеталось с вышеупомянутой защитой от высылки. Гарантированная работа не была чем-то таким, от чего можно было беззаботно отказаться в древности.

Женщинам по-прежнему не разрешалось занимать государственные должности, но они могли быть законными опекунами своих детей и внуков. Эпицентром их финансовой жизни было приданое. Хотя приданое находилось в распоряжении их мужей, постепенно были законодательно установлены различные ограничения на его использование для защиты женщин, в частности необходимость их информированного согласия на соответствующие сделки. Любое имущество, которое они получали во время брака (подарки, наследство), также контролировалось мужем, но обеспечивалось таким же образом, как и приданое.

Как жилось «за мкад» Константинополя во времена Византийской империи : Правила бытия древней провинции
Мозаика императрицы Феодоры, VI век нашей эры. Фото: google.com.

Женщины большую часть времени проводили дома, ведя домашнее хозяйство, но были и исключения. Особенно когда семья испытывала финансовые трудности, женщины поддерживали её, выходя из дома и работая прислугой, продавщицами (в городах), актрисами и даже девицами лёгкого поведения. Тем не менее, в Византийской империи были такие случаи, когда женщины имели власть и могли оказывать влияние на многие ситуации. Императрица Феодора как раз служит таким примером. Начав как актриса (и, возможно, путана), она была провозглашена Августой и имела свою собственную императорскую печать после того, как её муж Юстиниан I взошёл на трон.

Как правило, дети жили под властью отца. Конец отцовской власти (patria potestas) наступал либо со смертью отца, либо с восхождением ребёнка на государственную должность, либо с его эмансипацией (от латинского e-man-cipio, уход из-под руки мануса), юридической процедурой, восходящей к республике. Византийская церковь пролоббировала в закон дополнительный повод: стать монахом. Как ни странно, брак не был событием, которое само по себе положило конец отцовскому правлению для обоих полов, но он часто становился поводом для процедуры эмансипации.

3. Любовь и брак

Как жилось «за мкад» Константинополя во времена Византийской империи : Правила бытия древней провинции
Раннехристианская мозаика на византийском доме с надписью, желающей счастья семье, живущей внутри. Фото: mbp.gr.

Как и в любом обществе, брак стоял в центре жизни византийцев. Это ознаменовало создание новой социальной и финансовой единицы — семьи. В то время как социальный аспект очевиден, брак сохранял особое экономическое значение в Византийской империи. Приданое невесты было в центре переговоров. Обычно по тем временам люди не женились по любви, по крайней мере в первый раз.

Семьи будущей пары пошли на многое, чтобы обеспечить будущее своих детей в хорошо продуманном брачном контракте. Со времен Юстиниана I древняя моральная обязанность отца обеспечить будущую невесту приданым стала юридической. Размер приданого был самым важным критерием при выборе жены, поскольку он должен был финансировать новообретённое хозяйство и определять социально-экономический статус новой семьи. Неудивительно, что этот вопрос ожесточенно обсуждался.

Брачный контракт также содержал другие финансовые соглашения. Чаще всего сумма, которая увеличила бы приданое на целую половину, называлась гипоболон (приданое), была согласована в качестве плана на случай непредвиденных обстоятельств. Это должно было обеспечить судьбу жены и будущих детей в статистически значимом случае преждевременной кончины мужа. Другое обычное соглашение называлось теоретрон (подарки) и обязывало жениха в случае девственности награждать невесту двенадцатой частью от размера приданого. Особым случаем была esogamvria (груминг), при которой жених переезжал в дом свекрови, и пара сожительствовала с родителями невесты, чтобы после унаследовать их имущество.

Как жилось «за мкад» Константинополя во времена Византийской империи : Правила бытия древней провинции

Топ категории

Как сделать раздевалку самому: советы по размещению,...

Рассказываем, какие бывают гардеробные комнаты, как их без помощи других спроектировать и собрать. ...

Тайна старого кольца «Memento Mori», которое археологи...

Не так давно в Уэльсе был найден сундук с сокровищами. Это один их самых больших старых кладов, которые были найдены при помощи металлодетектора. В...

Как разгрузить спальную комнату: 7 предметов интерьера,...

Шкаф, прикроватные тумбочки, напольное зеркало — невзирая на то, что эти предметы есть практически в каждой спальной комнате, от них можно просто отрешиться, и...

Почему российские сдали фашистам Севастополь в 1942...

Вначале германское руководство не изучало Севастополь суровым помехой при взятии Республики Крым. Однако столкнувшись на данном рубеже с красноармейцами, настроенными стоять до конца, неприятель...

Похожие новости

Как звезда ситкома «Папины дочки» пережила депрессию и почему...

Роман, и уж тем паче свадьба, этих восхитительных актеров стали большой нежданностью для поклонников Дарьи Мельниковой — звезды ситкома «Папины дочки» и Артура Смольянинова,...

6 самых летних стилей интерьера (чтоб тепло у вас...

Бохо, экостиль, кантри — попытайтесь добавить в собственный дом черты этих стилей, чтоб в нем стало теплее.  ...

Таинственная крымская Каламита: чем притягивает и какие тайны хранит...

Тем, кто считает, что уже всё в Республике Крым видел, наверное будет любопытно побывать в одном старом и таинственном месте. Оно не так понятно,...