Как воспитывали детишек монархов: Различные подходы в Европе, Азии и Рф

Как воспитывали детишек монархов: Различные подходы в Европе, Азии и Рф


Будущих правителей, по всеобщему убеждению, должны выращивать не так же, как обыденных мальчиков. И вправду, от жизни ровесников жизнь царевичев нередко различалась. Ведь их готовили не трудовую деятельность делать, а править судьбами… Однако иногда напротив, никто и не подразумевал, что царевич станет известным и тем паче — монархом. Тем увлекательнее поглядеть на итог.

Эдуард VI: акцент на гигиену

Один из самых знаменитых маленьких королей, Эдуард знаком многим благодаря книге «Принц и нищий». Он был долгожданным сыном короля Генриха VIII, ради появления которого тот избавился от нескольких жён подряд. У Эдуарда было две старшие сестры, но по законам того времени они отошли в очереди на престол на второе и третье место после рождения младшего брата — у сыновей был приоритет перед дочерьми.

Эдуард родился крепким мальчиком, но отец, тем не менее, постоянно боялся, что наследник заболеет. В связи с этим во дворце вокруг мальчика поддерживался беспрецедентный по меркам времени уровень гигиены, а самого принца долго окружала большая толпа заботливых дам. В отношении наследника выполняли все новейшие рекомендации врачей по укреплению здоровья — прогулки, подвижные игры (игрушек у него было множество), чистые простыни, еда без пряностей. В итоге единственной проблемой Эдуарда было его слабое зрение. Рос он высоким, крепким мальчиком и даже опасную для жизни лихорадку в четыре года перенёс без осложнений.

Как воспитывали детей монархов: Разные подходы в Европе, Азии и России

Эдуард с отцом и сёстрами на картине Маркуса Стоуна.

Помимо нянек и слуг, в распоряжении Эдуарда была группа менестрелей: чтобы развлекать его и формировать его вкус к искусству, а также чтобы музыкой поощрять его танцевать и тем самым укреплять ноги и разгонять кровь. Принца часто посещали сёстры, которых он очень любил и которые, вероятно, тоже к нему были привязаны.

К обучению Эдуард приступил не в одиночестве, ему подобрали компанию, чтобы соревновательный дух подстрекал его стараться в учёбе больше и чтобы мальчик не скучал. С ним вместе училась старшая сестра Елизавета (которой, в отличие от Марии, отдельной программы составлять не стали) и кое-какие знатные мальчики, сыновья знакомых Эдуарду придворных.

Как воспитывали детей монархов: Разные подходы в Европе, Азии и России

Портрет кисти Уильяма Скротса.

Он изучал языки, географию, математику и военную историю, а также, конечно, получал религиозное воспитание соответственно требованиям времени. Военная история была при этом его самым любимым курсом; Эдуард обожал оружие и игры в войнушку. Поскольку отца он лишился в девять лет, то продолжал учиться и получать уроки хороших манер, уже будучи не принцем, а королём. Увы, правление его было недолгим, и юный король умер от туберкулёза в неполные шестнадцать лет.

Пётр I: не прекращать движения

Отец будущего императора, царь Алексей Михайлович, был одним из самых прозападных правителей России. На заседаниях дворянской думы он лично зачитывал новости из западной прессы в переводе, а детей старался растить по европейскому образцу. Каждый из них знал, что дома он царевич, а для иностранцев — принц, и ни то, ни другое звание ронять нельзя.

Им выписывали «немецкие листы» — познавательные гравюры, изображавшие жизнь разных народов или животных разных краёв. Обучали древнегреческому, латыни и польскому (последний считался для славянских культур особо литературным языком), этикету и основам стихосложения, давали представление о живописи и церковной музыке. Конечно же, выучивались они грамоте и арифметике.

Как воспитывали детей монархов: Разные подходы в Европе, Азии и России
Пётр I в детстве.

Под влиянием царя все бояре Москвы выписывали своим детям наставников из хорошо образованных поляков и полонизированных белорусов. Всё это сильно повлияло на следующее поколение, и при брате Петра Фёдоре московская молодёжь чуть ли не повально одевалась по польской моде (вариации общеевропейской и национальной славянской одновременно), а юноши при этом сбривали с лица всё, кроме усов.

Из детей Алексея Михайловича, однако, Пётр был самым малообразованным. Дело в том, что он был четырнадцатым по счёту и осиротел уже в малом возрасте, так что внимания его воспитанию досталось меньше всего. Кроме того, он был невероятно неусидчив и легко увлекался и отвлекался. Мать подобрала ему наставников, которые умели занять его воображение и учить так, чтобы он мог в процессе двигаться или что-то мастерить.

Петру достались всё те же «немецкие листы», что старшим братьям и сёстрам, и иностранные игрушки, но конечным итогом его образования было слабое владение грамотой и чуть получше — арифметикой. Никто не рассматривал это как проблему, ведь в списке наследников престола царевич был далековато от начала. Всю жизнь Пётр писал с ошибками. Зато привычка учиться через руки или воспринимать информацию на ходу у него осталась.

Как воспитывали детей монархов: Разные подходы в Европе, Азии и России
Пётр на всю жизнь сохранил неусидчивость.

Мехмед II: из маленького дикаря в просвещённые диктаторы

Турецкий султан, известный своей конфронтацией с Владом Дракулой, был третьим сыном султана Мурада II и так же, как Пётр, поначалу не рассматривался как основной наследник. Два его старших брата были рождены от женщин из знатных турецких семей, а сам Мехмед — от европейской рабыни. Однако братья один за другим таинственно умерли, и Мурад пожелал видеть своего третьего сына.

К ужасу Мурада, единственное образование, которое к одиннадцати годам получил Мехмед, можно назвать половым. Мальчику немедленно наняли наставника, но поначалу дело не заладилось — привычки учиться у принца не было, а характер был не самый простой. Учитель просто не знал, как с ним сладить и, увы, заинтересовать. В конце концов султан Мурад разрешил наставнику пользоваться розгой, и розга сумела заменить последнему отсутствующий педагогический талант.

Мальчик выучился латыни, греческому, арабскому и персидскому языкам — именно на этих языках писали все научные трактаты и большую часть высокой поэзии. Турецкие султаны, чьи владения смотрели на запад и на восток, старались знакомиться с достижениями обеих частей света. Преподавали ему, в том числе по оставшимся византийским книгам, астрономию, философию, математику и географию. Что касается государственных дел, то отец и его главный вазир разбирали вместе с Мехмедом актуальные вопросы. И, по обычаю, Мехмеда обучили одному ремеслу, чтобы он знал, что такое — работать руками.

Мехмед вырос жестоким, надменным и сладострастным мужчиной, но необразованным, не понимающим искусств и умственно неразвитым его больше никто не называл. Даже злейшие враги. А нажил их султан по прозвищу Завоеватель немало.

Как воспитывали детей монархов: Разные подходы в Европе, Азии и России
Мехмед вырос жестоким, и кто знает, насколько на его характер повлияли розги.

Некоторые монархи воспитывали и чужих принцев. Как в Древней Руси при Ярославе Мудром растили будущих королей Европы: бездомные принцы Ингигерды.

Текст: Лилит Мазикина.

Топ категории

15 прекрасных интерьеров с колоритными обоями (смотрится...

Калоритные обои можно вписать и в мелкие места, и в трудные интерьеры. Собрали примеры, которые это обосновывают. ...

10 массивных фактов о массивном Дольфе Лундгрене...

3 ноября — день рождения Дольфа Лундгрена. Все ли знают, что у него необыкновенно высочайший IQ? Естественно не все, лишь те, у кого тоже высочайший...

За что режиссера «Джентльменов фортуны» называли «Мосфильмовским...

Большая часть людей думает, что известную преступную комедию снял Георгий Данелия. Данная неурядица произошла случаем и постоянно чрезвычайно обижала реального автора «Джентльменов фортуны». Александру...

Похожие новости

Кому получилось совершить удачные (и не чрезвычайно) покушения на...

Один человек может поменять ход истории, тому есть масса подтверждений. Но отсюда вытекает и оборотное утверждение, что пропажа одной личности, которая играет главную роль...