Парадокс римских дорог: Как они сумели сохраниться больше 2000 лет и почему употребляются до настоящего времени

Парадокс римских дорог: Как они сумели сохраниться больше 2000 лет и почему употребляются до настоящего времени


До возникновения первых высокоскоростных шоссе с асфальтобетонным покрытием еще оставалось больше 2-ух тысяч лет, а римляне уже умели сооружать дороги, почти во всем не уступавшие передовым. Смогут ли сегодняшние дороги просуществовать века и оставаться как и раньше нужными, вопрос спорный. А вот римские дороги такую проверку временем уже прошли.

Феномен римских дорог

Удивительно, но мастерство дорожного строительства римляне частично переняли у этрусков и карфагенян – то есть представителей даже более ранних цивилизаций. Первые римские дороги – тогда просто выровненные и утрамбованные полосы земли, соединявшие населенные пункты, – появились примерно в 500 году до н.э. К 490 году до н.э. относится строительство Виа Латина – одной из древнейших дорог между Римом и Капуей, дороги, знаменитой еще и тем, что вдоль нее расположены раннехристианские катакомбы.

Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор

Красными линиями обозначены дороги, которыми были оборудованы провинции Римской империи. Фото: Википедия

Позже начали сооружать дороги с гравийным покрытием, вымощенные камнями наподобие плитки – такими сейчас видят античные магистрали туристы. Качественные и многочисленные дороги нужны были Риму для укрепления своего могущества на обширных территориях: империи требовалось обеспечить как можно более быстрое и простое транспортное сообщение между провинциями, для передвижения как войск, так и чиновников.

Довольно быстро всю выгоду появления таких магистралей оценили торговцы. В те времена, когда для ведения бизнеса использовали в основном морские маршруты, римские купцы освоили перемещение товаров по суше. Дорогами пользовались и сами римские граждане, выступая при этом и возницами или пассажирами экипажей, и пешеходами.

Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор

Так выглядела карета времен Римской империи

Римские дороги были предназначены для перемещения пешком, верхом, а также на колесницах или колясках-каретах, запряженных лошадьми или мулами. Грузы перевозили на телегах, которые тянули волы. Закон устанавливал минимальную ширину дороги – около 2 метров 30 сантиметров, фактически же эта величина достигала 7 метров. Таким образом, два встречных экипажа могли свободно разъехаться.

Уровень развития древнеримской дорожной сети поражает воображение: к наступлению эпохи поздней империи в 113 провинциях насчитывалось не меньше 370 крупных дорог, а общая протяженность транспортных артерий, связывавших города огромного государства, составляла около 400 тысяч километров. На территории одной лишь Великобритании (речь о названии острова) было проложено около четырех тысяч километров дорог – а ведь это была одна из самых дальних провинций империи.

Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Помпеи

Технологии строительства дорог по-древнеримски

Если бы не было эпохи Средних веков, и Новое время просто пришло на смену античности, развивая и совершенствуя все ее достижения, можно лишь гадать, до какого уровня поднялось бы строительство дорог по всему миру. Ведь самые старые автомобильные маршруты существуют гораздо меньше времени, чем римские дороги – срок эксплуатации последних исчислялся не десятилетиями, а веками, порой достигая тысячи лет и даже больше.

Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Аппиева дорога

Представить качество современных шоссе, технологии строительства которых совершенствовались бы на протяжении пятисот лет, — это могло бы стать интересным мысленным экспериментом. Римляне еще до наступления новой эры вывели несколько удачных формул для строительства дорожных сетей.

Дороги были прямыми настолько, насколько это оказывалось возможным. Так делали для удешевления ремонта. Римляне не строили свои «проспекты» раз и навсегда, и, разумеется, время от времени покрытие приходилось ремонтировать. Маловероятно, чтобы в те годы ремонт дороги вызывал больше энтузиазма у населения, чем сейчас, к тому же, это оборачивалось серьезными расходами для казны. Прямую, а значит, максимально короткую дорогу, чинить было проще и дешевле.

Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Тротуар в Помпеях

Второй отличительной особенностью дорожного строительства было использование местных, найденных неподалеку материалов из открытых карьеров. Был ли это песок, гравий или щебень – дорогу сооружали из «того, что под рукой». В создании дороги принимали участие разные мастера. На первом этапе работал землемер, производивший расчеты и измерения и расставлявший вехи вдоль маршрута.

Проект дороги составлял инженер, учитывавший особенности местности, а за непосредственную реализацию брались строители – либо рабы, либо солдаты. Участок, которому предстояло стать частью дороги, занижали, выравнивая и утрамбовывая нижний, земляной слой. На него укладывали крупные камни величиной с ладонь и больше – это был фундамент будущей дороги. Следующий уровень представлял собой смесь щебня, битого камня, иногда извести или песка, если его можно было добыть поблизости. Верхний слой дороги состоял из мелкого гравия, песка, извести или покрывался землей; он был одновременно мягким и прочным.

Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор

Топ категории

5 ужасных способов отделки потолка (не повторяйте)

Отказаться от многоярусных конструкций, яркой подсветки и рисунков — рассказываем, как грамотно проводить эксперименты с дизайном потолка. ...

Почему дочь Нины Руслановой не стала актрисой,...

В фильмографии Нины Руслановой без малого 150 работ в кино. Она снималась у Киры Муратовой, Игоря Масленникова, Георгия Данелии, Александра Бланка, Алексея Германа и...

Популярные люди, которые числились предателями у себя...

Как стремительно вырастают чужие предатели!Быть изменщиком родины тяжело. В особенности когда тебя все знают в лицо!ФотоGetty ImagesДжейн ФондаПредставь для себя, во время вьетнамской войны...

Похожие новости

Как сделать дорожку из спилов дерева своими руками

Рассказываем о плюсах и минусах тропинки из древесного кругляка и предлагаем детализированную аннотацию по её самостоятельному изготовлению. ...

Чего боятся мужчины? 5 главных страхов, в которых они...

Принято считать, что мужчины – смелые и бесстрашные. Но даже у самых храбрых из них имеются фобии, о которых они предпочитают помалкивать. Ведь...

Платьица в полоску 2021-2022: престижные тренды на ярчайших фото!

Платьице в полоску так же универсально, как и небольшое темное платьице. Это наряд на все времена, пригодный дамам полностью хоть какого возраста и...