Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автомобильной промышленности

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автомобильной промышленности


Жигули – это не попросту машина. Это некоторое историческое явление, которое открыло совсем новые грани советского автомобильной промышленности. Первой моделью целой линейки малолитражек стал ВАЗ 2101, в народе — «копейка». Воистину возлюбленная машинка сотен тысяч русских людей, выпущенная с 1970 по 1988 в числе 5 миллионов экземпляров различных модификаций, навсегда осталась классикой автопромышленности СССР. А по результатам опроса журнала «За Рулем» в 2000 году «копейка» признана первым российским автомобилем 20 века.

Первые седаны ВАЗ и Fiat 124

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома

Итальянский прототип. /Фото: ladaautos.ru

История Жигулей началась 50 лет назад. 19 апреля 1970-го первые шесть экземпляров ВАЗ-2101 сошли с заводского конвейера. Иногда можно услышать, что «копейка» представляет собой точную лицензионную копию европейского Fiat 124. Этот миф не совсем справедлив. Советские инженеры действительно сотрудничали с итальянскими специалистами, прибывшими в СССР в качестве консультантов. За весь период производственных испытаний отечественные конструкторы внесли в начальную модель на базе Фиат не менее 800 собственных разработок.

Дело в том, что итальянские образцы, поступившие в Союз на испытания еще в 1966-м, «сыпались» на глазах, колеся по местным дорогам. Кузов трескался при поездках по булыжникам мостовых, выходила из строя подвеска. При зимней эксплуатации не выдерживали опытных испытаний тормозные колодки, которые изнашивались за 200 километров эксплуатации. В общем, стало очевидно: итальянский автомобиль для использования в суровых русских условиях нуждается в серьезной конструктивной адаптации. После ряда доработок и нововведений в советском серийном ВАЗ-2101 появились усиленные мотор и кузов, надежные задние тормоза, расширенный дорожный просвет и масса иных изменений, которые позволили новой машине с честью выдерживать испытания суровым климатом и неидеальными дорогами страны.

Гоночные, полицейские, экспортные «копейки»

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома

Милицейская модификация. /Фото: stoneforest.ru

«Копейка» выпускалась в нескольких модификациях. Специально для милиции автозавод разработал ВАЗ-2101-94. Эта машина отличалась более мощным 1,5-литровым бензиновым двигателем. Кузов милицейской версии окрашивался в оранжевый цвет с нанесением синей полосы. Спецавтомобиль мог развивать скорость до 156 км в час.

В начале 1971-го инженеры предложили гоночную версию ВАЗа-2101, которая успешно поучаствовала в международном заезде «Тур Европы — 71». Расстояние, которое преодолел новый автомобиль, превышало 14 тысяч километров. Советский экипаж взял в столь престижных состязаниях серебро, пропустив вперед команду на Opel Kadett. Участие в марафоне стало отличной рекламой машины, которую теперь смело можно было выпускать на экспорт.
Экспортный ВАЗ-2101 поставлялся, прежде всего, в страны соцлагеря.

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома
Гоночная «копейка». /Фото: a.d-cd.net

Позже «копейку» пожелали приобретать и представители капиталистического мира — ФРГ, Австрия, Швейцария, скандинавские страны. Покупатели привлекались, прежде всего, скромной стоимостью автомобиля, качество сборки которого было на высоте. От стандартной модели экспортный ВАЗ-21013 Lada внешне отличался незначительно (окантовка фар, решетка радиатора, подголовники на сиденьях). Для рынка Британии была разработана модификация Lada 1300 ES с правым рулем, крыша которого окрашивалась в другой цвет, а по бокам наносились декоративные полосы.

В 1976-м инженеры ВАЗа создали на базе универсала ВАЗ-2102 первый электрокар.

Прототип будущего авто проходил испытания не только на полигоне, но и на дорогах общего пользования. В 80-х свет увидела стартовая партия электрофургонов под серийным номером ВАЗ-2801. Эти машины могли преодолевать на одном заряде расстояния в 130 километров при максимальной скорости движения 87 км в час — по тому времени эти показатели выглядели впечатляюще.

Десятки лет в эксплуатации без капремонта

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома
Первый сошедший с конвейера экземпляр. /Фото: a.d-cd.net

«Копейка» обаяла автовладельцев легкостью в обращении, экономичностью и высоким уровнем комфорта. Да и ВАЗ 1-й модели просто считался красивой машиной. Но больше всего народной любви «Жигули» заслужили благодаря «крепкому характеру». Капитального ремонта эти автомобили требовали лишь спустя десяток путешествий Москва — Владивосток. Попадались такие экземпляры «копеек», которые обходились без серьезного вмешательства до 20 лет регулярной эксплуатации. И это на фоне заводского официального срока службы в 7 лет! Советские автовладельцы умело продлевали жизнь своих четырехколесных коней. Когда машина приказывала долго жить, затевался серьезный ремонт, затрагивавший едва ли не всю «начинку». Кстати, реставрация часто осуществлялась руками самого владельца или с привлечением приятелей-автолюбителей.

Мытарства автовладельца

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома
ВАЗ-электромобиль. /Фото: s.auto.drom.ru

Советский гражданин, решивший стать счастливым обладателем «копейки», должен был выложить 5 тыс. 150 рублей. Что и говорить, сумма по тем временам солидная. Но одних денег для исполнения заветной мечты было недостаточно. Путь к приобретению автомобиля лежал через долгое терпение и упорство намерений. Очередь нужно было не только «отстоять», но и, прежде всего, попасть в нее. Этот процесс мог занимать не один год. Можно только представить, насколько счастливым оказывался потом момент получения открытки с приглашением в автомагазин.

О перипетиях в приобретении «Жигулей» в своей книге вспоминал актер А. Ширвиндт. Он рассказывал, как по ночам ездил в загородный пункт отмечаться в очереди. Потому как один-единственный прогул становился поводом для удаления из списка покупателей. Тогда он с товарищами Гердтом и Мироновым создали команду, выезжая для отметок и дежурств по очереди.

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома

Топ категории

Как Наполеона разобрали на реликвии, либо Что...

Знаменитый французский полководец и правитель Наполеон Бонапарт лежит в парижском Соборе Дома людей с ограниченными возможностями. Честолюбивого корсиканца лишили почти всех актуально принципиальных частей...

Как Пушкин без штанов вызвал переполох, либо...

В зимнюю пору 2021 года на сайтах соцсетей «воспретили мат», другими словами начали перекрыть за его употребление (на уровне закона он был запрещён ранее)....

13 глобальных популярных персон, которым знакома трудность...

Высыпания на коже – противное явление для хоть какой девицы. Если вы переживаете из-за маленьких недостатков в собственной наружности, знайте, что от такого...

Какие кроссовки будут в моде в 2021

Неважно какая, которая уважает себя дама, с ревностью относится к собственному внешнему облику. Это касается не лишь одежки, да и обуви. Представленная выборка...

Похожие новости

Как Екатерина Величавая женское войско собрала, и За что...

Екатерина Величавая была азартной дамой. В один прекрасный момент она поспорила с князем Потемкиным про то, кто смелее — мужчины либо дамы. Усердствуя обосновать...

Как Татьянин день перевоплотился в День студента: История праздничка...

Раз в год 25 января в Российской Федерации отмечается сходу несколько памятных событий. 1-ый праздничек — Татьянин день — православный праздничек святой страдалицы Татьяны...

Когда кожа утомилась: как восстановиться после праздничков

Новогодние празднички остались сзади. Богатство смачной жирной еды, алкогольные напитки и сбитый режим сна воздействовали на почти всех женщин. Кто-то набрал пару-тройку кг,...