Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автомобильной промышленности

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автомобильной промышленности


Жигули – это не попросту машина. Это некоторое историческое явление, которое открыло совсем новые грани советского автомобильной промышленности. Первой моделью целой линейки малолитражек стал ВАЗ 2101, в народе — «копейка». Воистину возлюбленная машинка сотен тысяч русских людей, выпущенная с 1970 по 1988 в числе 5 миллионов экземпляров различных модификаций, навсегда осталась классикой автопромышленности СССР. А по результатам опроса журнала «За Рулем» в 2000 году «копейка» признана первым российским автомобилем 20 века.

Первые седаны ВАЗ и Fiat 124

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома

Итальянский прототип. /Фото: ladaautos.ru

История Жигулей началась 50 лет назад. 19 апреля 1970-го первые шесть экземпляров ВАЗ-2101 сошли с заводского конвейера. Иногда можно услышать, что «копейка» представляет собой точную лицензионную копию европейского Fiat 124. Этот миф не совсем справедлив. Советские инженеры действительно сотрудничали с итальянскими специалистами, прибывшими в СССР в качестве консультантов. За весь период производственных испытаний отечественные конструкторы внесли в начальную модель на базе Фиат не менее 800 собственных разработок.

Дело в том, что итальянские образцы, поступившие в Союз на испытания еще в 1966-м, «сыпались» на глазах, колеся по местным дорогам. Кузов трескался при поездках по булыжникам мостовых, выходила из строя подвеска. При зимней эксплуатации не выдерживали опытных испытаний тормозные колодки, которые изнашивались за 200 километров эксплуатации. В общем, стало очевидно: итальянский автомобиль для использования в суровых русских условиях нуждается в серьезной конструктивной адаптации. После ряда доработок и нововведений в советском серийном ВАЗ-2101 появились усиленные мотор и кузов, надежные задние тормоза, расширенный дорожный просвет и масса иных изменений, которые позволили новой машине с честью выдерживать испытания суровым климатом и неидеальными дорогами страны.

Гоночные, полицейские, экспортные «копейки»

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома

Милицейская модификация. /Фото: stoneforest.ru

«Копейка» выпускалась в нескольких модификациях. Специально для милиции автозавод разработал ВАЗ-2101-94. Эта машина отличалась более мощным 1,5-литровым бензиновым двигателем. Кузов милицейской версии окрашивался в оранжевый цвет с нанесением синей полосы. Спецавтомобиль мог развивать скорость до 156 км в час.

В начале 1971-го инженеры предложили гоночную версию ВАЗа-2101, которая успешно поучаствовала в международном заезде «Тур Европы — 71». Расстояние, которое преодолел новый автомобиль, превышало 14 тысяч километров. Советский экипаж взял в столь престижных состязаниях серебро, пропустив вперед команду на Opel Kadett. Участие в марафоне стало отличной рекламой машины, которую теперь смело можно было выпускать на экспорт.
Экспортный ВАЗ-2101 поставлялся, прежде всего, в страны соцлагеря.

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома
Гоночная «копейка». /Фото: a.d-cd.net

Позже «копейку» пожелали приобретать и представители капиталистического мира — ФРГ, Австрия, Швейцария, скандинавские страны. Покупатели привлекались, прежде всего, скромной стоимостью автомобиля, качество сборки которого было на высоте. От стандартной модели экспортный ВАЗ-21013 Lada внешне отличался незначительно (окантовка фар, решетка радиатора, подголовники на сиденьях). Для рынка Британии была разработана модификация Lada 1300 ES с правым рулем, крыша которого окрашивалась в другой цвет, а по бокам наносились декоративные полосы.

В 1976-м инженеры ВАЗа создали на базе универсала ВАЗ-2102 первый электрокар.

Прототип будущего авто проходил испытания не только на полигоне, но и на дорогах общего пользования. В 80-х свет увидела стартовая партия электрофургонов под серийным номером ВАЗ-2801. Эти машины могли преодолевать на одном заряде расстояния в 130 километров при максимальной скорости движения 87 км в час — по тому времени эти показатели выглядели впечатляюще.

Десятки лет в эксплуатации без капремонта

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома
Первый сошедший с конвейера экземпляр. /Фото: a.d-cd.net

«Копейка» обаяла автовладельцев легкостью в обращении, экономичностью и высоким уровнем комфорта. Да и ВАЗ 1-й модели просто считался красивой машиной. Но больше всего народной любви «Жигули» заслужили благодаря «крепкому характеру». Капитального ремонта эти автомобили требовали лишь спустя десяток путешествий Москва — Владивосток. Попадались такие экземпляры «копеек», которые обходились без серьезного вмешательства до 20 лет регулярной эксплуатации. И это на фоне заводского официального срока службы в 7 лет! Советские автовладельцы умело продлевали жизнь своих четырехколесных коней. Когда машина приказывала долго жить, затевался серьезный ремонт, затрагивавший едва ли не всю «начинку». Кстати, реставрация часто осуществлялась руками самого владельца или с привлечением приятелей-автолюбителей.

Мытарства автовладельца

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома
ВАЗ-электромобиль. /Фото: s.auto.drom.ru

Советский гражданин, решивший стать счастливым обладателем «копейки», должен был выложить 5 тыс. 150 рублей. Что и говорить, сумма по тем временам солидная. Но одних денег для исполнения заветной мечты было недостаточно. Путь к приобретению автомобиля лежал через долгое терпение и упорство намерений. Очередь нужно было не только «отстоять», но и, прежде всего, попасть в нее. Этот процесс мог занимать не один год. Можно только представить, насколько счастливым оказывался потом момент получения открытки с приглашением в автомагазин.

О перипетиях в приобретении «Жигулей» в своей книге вспоминал актер А. Ширвиндт. Он рассказывал, как по ночам ездил в загородный пункт отмечаться в очереди. Потому как один-единственный прогул становился поводом для удаления из списка покупателей. Тогда он с товарищами Гердтом и Мироновым создали команду, выезжая для отметок и дежурств по очереди.

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома

Топ категории

Почему глава министерства МВД Советский Союз и...

19 февраля 1983-го в доме всевластного руководителя Министерства МВД Советский Союз прозвучал выстрел. По официальной версии в своей спальной комнате свела счеты с жизнью...

Агрессивный мужчина

Мужчины обожают блондинок, а дамы обожают агрессивных мужчин. Дамские взоры на мужчин не особо поменялись за прошедшие века, а мощный пол...

Умершие в 2020-м известной личности, которых мы...

Не оскорбив чувства верующих!Эти люди натворили столько красивого, расчудесного и известного, что впору пожелать: Дедушка Мороз, пусть они проживают вечно! Сейчас, когда очень поздно,...

Похожие новости

Имидж-шоу “Перезагрузка”: 15 ярких перевоплощений из простушки в красотку

Весна не за горами. А это значит, что уже пора бы начать продумывать свой образ заранее. После зимней спячки на диване хочется распрямить...

Без талии, но с целлюлитом: в сеть попал снимок...

Семья Кардашьян понятно по всему миру не в последнюю очередь благодаря своим выдающимся формам. Сестры наперерыв постят в Instagram прекрасные фото с безупречными...

5 самых отчаянных дам-пиратов в истории, жизнь которых была...

Какой мальчик в детстве не играл в пиратов? Ведь это так захватывающе и романтично — бороздить моря на своем корабле, захватывая чужие суда. Кто...

Оформляем ванную в древесном доме (39 фото)

Характеристики дерева, гидроизоляция и материалы отделки — разбираемся в аспектах обустройства ванной комнаты в древесном доме. ...